Химчистка как сфера бизнеса – дело довольно выгодное. Это в Западной Европе прачечные и химчистки на каждом шагу, а в Украине эта ниша пока не переполнена. Между тем, с каждым годом украинцы покупают всё больше изделий из кожи и меха, а купить себе хорошие джинсы в Levi’s на скидках может позволить себе даже студент. Все эти вещи требуют особого ухода, который невозможно обеспечить дома. Поэтому люди идут туда, где быстро и за адекватные деньги им почистят дублёнку и выведут пятно с любимой вещи.

Данным материалом мы хотим помочь молодым предпринимателям. Расскажем детально, как открыть химчистку и каких капиталовложений требует эта затея.

Как открыть химчистку: план действий

Прежде чем к вам толпами повалят клиенты, нужно проделать следующие шаги:

Шагов немного, но каждый требует детальной проработки. В данной статье мы не будем останавливаться на правовой составляющей. Мы хотим углубиться в практическую: что конкретно нужно для бизнеса химчистки. Приступим.

Выбор помещения

Открытие небольшой химчистки требует пространства от 80 кв. м. Из них 60 квадратов будет занимать производственное помещение, 15 кв. м – пункт приёма одежды и 5 кв. м – санузел. Идеально, если под бизнес отведено около 100 квадратов. В этом случае можно отвести место для клиентов, которые ожидают свой заказ, и для обедов, отдыха сотрудников.

Важные требования к помещению:

  1. Высота потолков от 3 м.
  2. Электросеть 380 В.
  3. Подача воды, отопление, вентиляционная и канализационная система.
  4. Выложенные плиткой или окрашенные стены в самой химчистке.
  5. Жёсткий пол, рассчитанный на вес промышленной техники для стирки, сушки и глажки. Техника для химчистки работает с вибрациями, потому пол должен быть устойчивым к ним.

Обратите внимание, что открывать предприятие на первом этаже жилого здания запрещено, равно как в непосредственной близости к ресторанам, кафе и продуктовым магазинам. Есть 2 варианта развития событий:

  1. Организовать предприятие в подвальном/цокольном этаже в общественном здании, переведённом в нежилой фонд. В этом случае всё будет в одном месте: и приём одежды, и химчистка, и помещение для хранения расходников.
  2. Открыть пункт приёма химчистки в центре, а производство – в здании на окраине с невысокой арендой.

В случае с химчисткой, как и с рестораном, важное значение играет место расположения. Не стремитесь попасть в центр города – на аренде тут можно разориться, а клиентов хоть и много, но они «не в той кондиции». Что это значит?

Обычно люди выбираются в центр, чтобы погулять, сходить в кино или на шоппинг, провести время с родными и друзьями. Они едут сюда налегке, чтобы развлечься. Брать с собой ворох грязной одежды, а после прогулки забирать и тащить его домой – неудобно. А вот если ваша химчистка окажется у них под домом – совсем другое дело. Всегда можно спуститься вниз, отдать одежду в чистку, и пойти заниматься своими делами. Вывод – открытие сухой химчистки лучше делать в спальном районе города с большим количеством многоэтажных высоток, спортивными школами, детскими садами, школами и общежитиями. Тут живёт, работает и учится ваша целевая аудитория.

Подбор оборудования

Когда вопрос с помещением закрыт, можно начинать искать технику. В первую очередь химчистке нужны стиральные машины и машины сухой чистки. Эти агрегаты должны быть профессиональными, с большим количеством настроек и программами для разных видов тканей – бытовые машины не подойдут.

Следующий момент – объём барабана/камеры. В продаже представлены разные по габаритам модели. Стиральные машины 6-9 кг подойдут, если вы хотите открыть химчистку в маленьком городе. Более увесистые и габаритные нужны для химчисток с большим потоком посетителей. В этом случае техника будет работать в полную силу, обслуживая за 1 раз 18-120 кг одежды.

Кстати, обратите внимание, что на рынке есть энергоэкономичные машины. Например, UniMac серия UC оснащена системой короткой сушки белья и использует на 7% меньше воды при том же качестве стирки.

Что ещё нужно заложить в бизнес-план при открытии химчистки?

Набор может отличаться в зависимости от того, с какими изделиями вы будете работать. Если планируете сосредоточиться только на одежде, из всего многообразия гладильного оборудования для химчистки вам нужен гладильный стол и манекен. На первом удобно гладить рубашки, футболки, майки, брюки и джинсы. Манекен – ещё более удобный способ досушить и распрямить фасонные изделия. Оператору не придётся морочиться с обработкой рукавов, манжет и воротничков. Нужно всего лишь закрепить изделие на манекене, и включить агрегат – пар высушит одежду и уберёт помятости, оставшиеся после стирки и транспортировки.

Большой плюс пароманекенов – они позволяют без особых усилий и с минимальными временными затратами «привести в чувства» верхнюю одежду. А если вы откроетесь вблизи от заводов и фабрик, хорошую службу сослужит сушильный шкаф – специальный отсек, где можно высушить униформу, перчатки, обувь и головные уборы рабочих.

Сколько стоит оборудование для химчистки? Зависит от производителя и характеристик техники. Например, проверенное не одной тысячей килограмм грязного белья американское оборудование обойдётся дороже китайского. Однако и служить такая техника будет дольше и качественнее. Кстати, не обязательно закупать новые машины. Цена на технику б/у намного приятнее. Однако тут нужно смотреть на состояние агрегатов, и выбирать их вместе со знатоком.

Персонал

Опытные бизнесмены говорят, что их самым ценным ресурсом являются люди. От того, насколько грамотно отобраны сотрудники, от их квалификации зависит развитие бизнеса. Вы можете расположиться в удачном месте с большим ежедневным потоком посетителей, поставить самое современное оборудование и удобные диваны для ожидающих. Но если ваши сотрудники не знают свою работу, вы будете портить вещи клиентов и терять не только деньги, но и репутацию. Так, не успев встать на ноги, закрываются многие предприятия.

Если вы открываете приёмный пункт химчистки или полноценное предприятие, где всё находится вместе, нанимайте людей с опытом. Если квалифицированных сотрудников нет, берите перспективных и тех, кто действительно хочет развиваться в этом направлении. Таких людей всегда можно научить.

Сколько работников нужно, снова-таки зависит от размеров химчистки. На таком предприятии может работать достаточно много людей, всё зависит от графика работы прачечной. Если подобранная техника не позволяет полностью автоматизировать процесс, работу должен взять на себя оператор. Например, процесс глажки одежды. Любому гладильному оборудованию, будь то каландр, пресс, каток или доска, нужен специально обученный сотрудник. Если агрегат большой, работу могут делать одновременно несколько операторов.

Если экспресс химчистка работает ежедневно, потребуется как минимум 4 сотрудника. Помимо этого, должен быть хотя бы один приёмщик, работающий на приёме и выдаче белья. В случае, когда предприниматель не планирует руководить заведением, нужно нанять директора.

Кстати, вы можете выделиться среди своих конкурентов, внедрив выездной сервис. Это довольно перспективный путь, по которому идут единицы. Сэкономьте время своего клиента. Предложите ему забор грязной одежды прямо из дома и доставку чистого и приятно пахнущего белья до двери. Конечно, такое нововведение сделает химчистку дороже (вам ведь нужно нанять водителя, заправить машину и провести ТО). Но! У современного человека не так много времени на то, чтобы тратить его на такие малоприятные вещи как походы/поездки в прачечную и обратно. Главное – подать услугу «под правильным соусом» – придумать заманчивый слоган и продать. Что-то сродни: «Мы экономим ваше время», «Заберём грязную одежду, выстираем, удалим пятна, выгладим и привезём к двери!» или «Пока вы отдыхаете, мы чистим вашу одежду!». Поверьте, молодые родители и занятые люди с радостью откликнутся на предложение.

Как привлечь клиентов?

Не важно, организовываете ли вы предприятие с нуля или купили готовый бизнес, чтобы завлечь клиентов, – свои услуги нужно рекламировать. И задумываться об этом нужно ещё на стадии запуска. Конечно, самая удачная реклама – это расположение. Бросающаяся в глаза вывеска, листовки с изображением улыбающихся людей (идеально – семьи), которые в руках держат чистую и идеально выглаженную одежду – покажите реальным клиентам, что после посещения вашей химчистки они будут такими же счастливыми и удовлетворёнными качеством. Запустите систему бонусов, а на первоначальном этапе предложите клиентам скидку. Вам нужно завлечь людей, и низкая стоимость химчистки спецодежды и фасонных изделий – самая заманчивая приманка.

Обязательно запустите рекламу в интернете, социальных сетях, на форумах. Хороших результатов можно добиться, создав свой профиль в Instagram и продвигая его.

Создайте свой сайт (хотя бы одностраничник), где будет вся важная информация о вас: адрес и как к вам добраться, телефоны, прайс и перечень услуг. Кстати, у нас это не особо распространено, но специалисты рекомендуют запускать пакетную продажу услуг. Например, 5/10 химчисток по цене немного ниже, чем стоили бы эти 5/10 химчисток, если бы человек каждый раз покупал их по отдельности. Таким образом можно увеличить прибыль.

Выводы

Мы постарались как можно подробнее рассказать, что нужно чтобы открыть свою химчистку. Но охватить все нюансы в одной статье, конечно, нельзя. В любом случае стоит начинать с бизнес-плана. Кроме производственного и организационного планов, регистрации, заложите в расходы рекламу. Чем больше людей о вас знают, тем больше шансы на успех. Вообще на химчистке можно зарабатывать неплохие деньги. Средний чек для столицы, большого города – 8-10 долларов. При минимальной загруженности (20 вещей в день) выручка составит 6 тыс. долларов в месяц, а чистая прибыль – порядка $1,5 тыс. Чем выше известность фирмы, тем лучше. Даже небольшая химчистка самообслуживания или химчистка на дому становятся выгодным вложением. Конкуренция в данной сфере по-прежнему не велика, а значит, за год-полтора можно окупить бизнес и выйти в плюс.